Путешествия

Майсор. Окрестности и примечательности

Когда поездка связана с обучением по йоге, у меня нет сильного желания изучать и исследовать все указанные в путеводителе достопримечательности. Но с новым местом, в котором предстоит жить, все же хочется познакомиться поближе. Что я и постаралась сделать.

В этот раз выбор пал на Майсор (или Майсур, как его чаще называют) — индийский город, расположенный в штате Карнатака. Он является третьим по величине городом в этом штате, с численностью жителей примерно в один миллион. «Всего один миллион» — часто добавляют гиды. Конечно, для страны с населением около 1,3 миллиардов – этот миллион не в счет.

Майсор – просторный, людный, шумный. Складывается впечатление, что здесь есть достопримечательности на любой вкус. Начиная с Майсурского дворца и заканчивая песочным музеем. Примечательные места можно рассматривать самостоятельно, взяв такси или рикшу, а можно упростить задачу, заказав персональную экскурсию. Хотя велика вероятность, что в этом случае вас могут незаметно отвезти в один из магазинов, продающих шарфы, ткани или благовония…:)

За один раз мне, конечно, все увидеть не удалось, но первые зарисовки о городе сложились. Поделюсь ими, на случай, если кто-то окажется в Майсоре в ближайшем будущем.

Прежде всего, немного расскажу о районе Гокулам, том самом, в котором я жила и в котором расположен Институт исследования Аштанга Йоги (KPJAYI). Это небольшой район с просторными чистыми улицами и большими домами. В домах, в основном, два или три этажа, балкон, терраса, дворик. Глядя на них, я почему-то вспоминала фильм «Унесенные ветром». Магазины и кафе зачастую занимают комнату на первом этаже. Поэтому снаружи дома не всегда можно догадаться, что ожидает внутри. Перед входом в дома почти у всех нарисованы изящные ранголи – рисунки-орнаменты. Эти рисунки наносят на порог или очищенный участок земли при помощи порошка, мела, лепестков цветов. Очень занятно видеть, как рано утром женщины (а именно они совершают этот ритуал) подметают пространство перед домом, а потом создают ранголи. Считается, что эти орнаменты отпугивают злых духов, привлекают добрых божеств и сообщают о любви и преданности своему мужу. Сохраняется рисунок в течение несколько дней, а потом процесс рисования повторяется.

Первая примечательность в Майсоре, которую интересно увидеть – холм Чамунди и храм Шри Чамундешвари на его вершине, одно из самых значимых мест для индуистов. Согласно легенде, когда-то Майсор был известен как «Махишур» — город, порабощенный демоном-буйволом по имени Махишашур. Благородная богиня Чамунди расправилась с ним, и с тех пор стала покровительницей махараджей Майсура и одним из самых почитаемых божеств.

Добраться до вершины холма можно на машине или автобусе, а лучше, конечно, пешком, пройдя 1000 ступеней. Отсюда, с высоты 1100 метров, открывается действительно красивый вид на город, которым можно долго любоваться.

Забавно, что на площади рядом с храмом было несколько коров и даже один бык, вальяжно разлегшийся недалеко от храма. И конечно, их никто не трогал. Широко известен тот факт, что корова является священным животным в Индии. Но только недавно у меня возник вопрос: а почему же? На это есть несколько причин. Например, корова приравнивается к статусу матери, так как ей присущи такие качества, как доброта, мудрость и спокойствие. Ее так и называют «Корова-Мать». А еще, именно корова дает молоко и молочные продукты, которые активно употребляют в Индии и которые являются благостной (саттвической) едой.

Вокруг самого храма было многолюдно, бойко и шумно. Все при деле: продают, предлагают, зазывают, рассматривают. И стоят в очереди. Нужно сказать, что очередь в храм в то время, когда я там оказалась, была огромная. Поэтому в храм зайти не удалось. Но снаружи он произвел приятное впечатление. Высокий, украшенный замысловатой резьбой и барельефами, с крышей, покрытой золотом. И все же меня отвлекали толпа и шум, мешая в полной мере ощутить энергию этого места.

А недалеко от храма находится статуя быка Нанди. Бык Нанди – это священное животное, на котором ездил Шива. Статуя была сделана из цельного куска гранита в 17 веке. Это одно из самых красивых изображений быка, которые мне доводилось видеть. Грандиозный, величественный, черный бык возвышается на пять метров в высоту и 8 метров в длину. На нем высечены резные узоры и колокольчики, а украшен он гирляндами свежих цветов. Такой бык внушает доверие и располагает к себе с первого взгляда.

Чтобы подойти к нему поближе и прикоснуться – нужно разуться. И за этим пристально следит священнослужитель. В Индии просят разуться в храмах, домах, дворцах и некоторых магазинах. Ноги считаются самой нечистой частью тела из-за соприкосновения с грязью и землей. Но это, конечно, не означает, что то место, в которое вы идете, — чистое и стерильное, поэтому запасайтесь носочками:) А если очень захочется себе маленькую версию быка Нанди, символ дхармы, — обратитесь к продавцам, которые сидят буквально в двух шагах с каменными заготовками. И прямо здесь на них они вырежут рот, глаза и несколько узоров.

IMG_8963 (2)

Еще одна достопримечательность, которая присутствует почти в каждой экскурсии, — Майсурский дворец. Он также известен под названием дворец Амба Вилас. Этот дворец является одним из величайших дворцов в Индии. Он был спроектирован британским архитектором Генри Ирвином и выстроен в начале 20 века на месте ранее сгоревшего деревянного здания. Дворцовый комплекс огромен, а сам дворец —  величественный и грандиозный. Я долгое время была уверена, что не слышала о нем раньше, пока не сопоставила слова «Кришнамачарья — Йога — Майсурский дворец». А ведь именно здесь мастер Кришнамачарья, учитель Айенгара, Паттабхи-Джойса и Индры Деви, в 1933 году открыл независимую школу йоги.

По традиции, на входе во дворец нужно разуться. А еще — оставить фотоаппарат, потому что внутри здания не разрешают снимать. Забавно, когда вы оставляете сумку и фотоаппарат, их уносят в длинную, идущую в бесконечность и темноту, комнату и дают ориентир — номерок. Остается только надеяться, что на обратном пути вещи, которые вам вернут, — ваши:)

На территории дворца, на удивление, довольно безлюдно. Может, это связано с тем, что размеры его пространства необъятны. На территории дворцового комплекса целых двенадцать индуистских храмов. А по выходным дням и праздникам дворец освещает примерно 100 000 лампочек. Представьте, вокруг сплошная темнота, гул машин, и лишь дворец возвышается и светится, как рождественская елка.

В хорошую погоду расслабиться и насладиться свежим воздухом в Майсоре можно, погуляв по парку Бриндаван. В городе много садов, парков и мест отдыха, и сады Бриндаван, основанные в 1932 году, — самые известные из них. Это уютный парк, в котором много зелени, цветов и забавных фигурок, по совместительству являющихся корзинами для мусора. Тут есть большой фонтан, на котором по вечерам разворачивается музыкально-световое шоу. Есть и небольшое озеро, на котором при желании можно покататься.

И напоследок, еще одно место, которое произвело на меня сильное впечатление, несмотря на увиденные раньше Ангкор-Ват и Борободур. Это Сомнатхпур — красивый изящный храм, расположенный в 30 км от Майсора. Храм называется Кешава мандир и относится к вишнуитской традиции индуизма. Он был построен примерно в 13 веке под покровительством Сомнатха, генерала из армии Нарасимхи II. В храме Кешава есть три святилища, зал с колоннами на высоком постаменте, а на входе — большая плита с надписью о великодушном даре Сомнатха.

До настоящего времени храм сохранился в прекрасном состоянии. Он очень уютный, и в нем практически нет туристов. Храм весь покрыт изящной затейливой резьбой по камню. От основания до крыши. Растительные и животные орнаменты, мифологические сюжеты, изображения божеств. Работа настолько тонкая, что видны даже мелкие узоры. Несмотря на то, что Сомнатхпур небольшой, по нему можно долго бродить, разглядывая каждую деталь. Это одно из тех мест, которые дарят состояние спокойствия и неспешности. И состояние единения с пространством.

В целом, Майсор мне приглянулся и произвел приятное впечатление. И я уже в ожидании, когда вновь окажусь там, погружусь в практику йоги и увижу новые примечательные места, которыми буду делиться.

Текст и фотографии Дарьи Прудниковой

You Might Also Like

Нет комментариев