Cоветы Люди Путешествия

Випассана или 10 дней молчания. Личный опыт

Випассана — древний способ трансформации себя через самонаблюдение. Особая техника медитации учит фокусироваться на физическом теле с целью объединить его с умом. Подобное самоисследование имеет цель — устранить загрязнение ума и, как результат, получить уравновешенный ум. Такие практики существуют по всему миру, их может пройти любой желающий. Главное — быть готовым морально к такому непростому опыту. Только на первый взгляд может показаться, что 10 дней (минимум) молчания и полное отсутствие контакта с людьми — это несложно.

Наташа Ядренцева несколько лет практикует различные техники медитации, в том числе и випассану. Мы встретились в Милане в кафе Moleskine, где Наташа поделилась для Spinach.by своим опытом, рассказала как выбрать место для прохождения випассаны и к чему быть готовым.

Рассвет на соседнем с Оклендом острове

Таня: Какой был твой первый опыт медитации?

Наташа: Решив когда-то попробовать медитировать, после первых 15 секунд я подумала: “Просто. Сидишь и ни о чем не думаешь.” Через 20 секунд я уже составляла в мыслях наполеоновский план на день, а сессию торжественно закончила через 2 минуты. Со временем, моя ежедневная практика подобралась к 20 минутам. Медитация стала помогать притормаживать нескончаемый поток скачущих мыслей, постепенно увеличивать концентрацию и уменьшать количество переключений.

В то время я использовала устройство для медитации Muse. Это своего рода личный осциллограф в виде ободка для волос, который помогает отслеживать активность мозга. Если мысли начинают прыгать, Muse это считывает и включает звук ветра или моря, громкость которого увеличивается с активностью мозга. Это помогает возвращать свой ум в состояние равновесия. Многие используют мобильные приложения, например, Headspace, в которых голос ведет по процессу медитации.

Таня: Расскажи, как ты узнала о випассане.

Наташа: На глаза попалась статья девушки, которая вместе с мужем прошли ретрит, находясь в Азии. Фраза из ее рассказа глубоко отложилась в сознании: “В какой-то момент мы с мужем, не сговариваясь, почувствовали, что готовы к подобному опыту.” На тот момент я к этому готова не была.

Со временем, в поле зрения стали попадать истории уже знакомых мне людей. У всех по-разному. У кого-то опыт связан с невероятной болью в теле, у кого-то — с приятным освобождением. И все же, цель схожа у всех — исследование себя.

Таня: В чем заключается техника випассаны?

Наташа: Техника випассаны заключается в способности не выпадать из реальности на переключения между размышлениями о прошлом и будущем.

Достигается это путем фокусировки на проживании телесных ощущений. Основу составляет ежедневная многочасовая практика своего рода подсознательного “сканирования» тела. Цель подобной практики — осознать восприятие реальности через избавление от образов в голове и привычек, доведенных до автоматизма.

К примеру, мы что-то очень любим. Пусть это будет утренний кофе. В какой-то момент любовь перерастает в неосознанную привычку. Однажды утром кофе закончилось, и весь день может несознательно полететь насмарку. Головой понимаем, что ничего страшного не произошло, но эмоционально уже выбиты из колеи. Так возникает привязанность. Либо наоборот, мы избегаем неприятностей. Но, сталкиваясь с ними, теряем эмоциональное равновесие, и к этому сложно подготовиться заранее. Вот и получается, что изо дня в день мы перетекаем из состояния вожделения в избегание неприятностей.

Или, бывает, мы с нетерпением ждем поездки в новый город. И в этом ожидании мы перестаём жить в настоящем, существуя лишь в мыслях о долгожданной поездке. А когда добираемся до места, выходим на главную площадь, радуемся, что свершилось и думаем: “Как же хорошо. Так хотелось бы сюда вернуться!” Но мы уже здесь, прямо сейчас, а мысли понеслись в неопределенное будущее.

То, чему учит випассана — восприятие реальности, какой бы она не была, без эмоционального вовлечения. Это не избавление от эмоций как таковых, а осознанное невовлечение и глубинное понимание того, что все в любом случае изменится. И плохое, и хорошее. Мне нравится сравнение действия медитации с океаном. Какая бы погода ни была на поверхности, шторм или штиль, в глубинных водах всегда спокойно.

Таня: Как найти школу випассаны и что необходимо сделать, чтобы в нее попасть?

Наташа: Существует довольно много вариаций прохождения медитационных ретритов. Одна из самых известных и “строгих” – школа Гоенка. Медитации проходят по 11 часов в день, не разрешается не только разговаривать, но и вообще любые контакты с людьми: на уровне глаз и тела. Минимальный курс – 10 дней. Есть випассаны и на 21 день, и на 45, и даже на 3 года. Все курсы бесплатные и проходят по всему миру.

Сайт, где можно найти описание существующих центров и подать заявку – https://www.dhamma.org русская версия
В зависимости от популярности центра, очередь на курс может быть от 1 до 5 месяцев. Запись на курс отдельная для мужчин и женщин.

После того, как я заполнила анкету на сайте, организаторы переписывались со мной еще около месяца, чтобы удостовериться, что я знаю английский на должном уровне и что я действительно готова отказаться от других практик, к примеру, йоги, во время ретрита.

Те, кто уже проходил випассану, могут попасть в центр как обслуживающий персонал. В таком случае они медитируют в день по 3 часа в общем зале, а остальное время проводят на кухне и помогают. Ребята учатся, медитируют и общаются друг с другом, не выпадая из социума. Я знаю людей, за плечами которых десятки пройденных ретритов.

Таня: Что помогает выбрать центр?

Наташа: Во всем мире центры разные. В Азии, например, можно встретить довольно жесткие условия: спишь на дощечке, и в комнате живут сразу несколько человек. Язык проведения варьируется от страны, но английский есть в большинстве мест. У меня в то время уже стала вырисовываться командировка в Новую Зеландию, так что идея 10-дневного отшельничества на другом конце земли утвердилась окончательно. Рядом с Оклендом это отдельно построенный центр, затерянный среди тропического леса северного острова.

Рядом с центром випассаны на северном острове Новой Зеландии

Таня: Как выглядит распорядок дня во время випассаны?

Наташа: Каждый день начинался в 4 утра и заканчивался в 9 вечера. В 4.30 была первая двухчасовая медитация, затем завтрак, далее 3 часа медитации, в 11 утра — обед. Это было последним полноценным приемом пищи. Немного свободного времени и вновь 4 часа медитации. В 5 вечера — чай, для новых студентов — фрукты, для старичков — вода с лимоном и имбирем.
Психологически я готовилась если не к голодной смерти, то как минимум к задорным завываниям живота. Но, как это часто бывает, думать о желании поесть и действительно хотеть есть — это не одно и то же. Чувства голода совсем не возникало. И, к тому же, вегетарианское меню было разнообразным и сочным. Я до сих пор готовлю некоторые рецепты.

С непривычки, первые дни я еле добиралась до кровати и сурком проваливалась в сон уже в 9 вечера. Интересно, что потом глубокий сон пропал. За счет практики, ум уже находился в равновесии и сознанию не требовалось привычного объема отдыха.

Один курс — порядка 70-80 человек. Мужчины и женщины живут отдельно и пересекаются только несколько раз в день на общих сессиях в зале для медитации. Для проживания у каждого был свой небольшой домик, так что определенные часы можно было медитировать в одиночестве.

После окончания ретрита нам вернули средства связи и можно было сделать несколько фотографий. Дом для медитации

Таня: Как происходит общение в группе?

Наташа: В течение курса мы не общались, совсем, ни вербально, ни на уровне взглядов и жестов. Еще до начала сдали любые отвлекающие факторы — телефон, книги, ручки, блокноты. Полное погружение в себя. Если возникают вопросы по практике, их можно задать учителю. Для этого выделялось специальное время в течение дня. Поначалу молчание казалось лишь частью правил. Но когда начается глубинная внутренняя работа, отсутствие какого-либо общения позволяет не искать признаки чужих впечатлений у себя, а сконцентрироваться на собственных.

Единственный неформальный элемент общения произошел ближе к концу ретрита. Не пересекаясь друг с другом, мы стали обмениваться композициями из цветов, выкладывая их на траве. Это было единение — кто-то начинал композицию, кто-то продолжал. Так из цветов получались сердца. Это давало ощущение, что все происходит не только в голове и мы не одиноки.

Таня: Что происходит после випассаны? Как часто ее стоит повторять?

Наташа: То, чем для меня стала випассана — это что-то большее, чем практика медитации. Это о простом спокойствии, о возможности изменяться с легкостью и жить с легкостью.

Випассана учит концентрироваться. Сейчас мой мозг и тело спокойно воспринимают час медитации без единого движения. В работе стало легче с головой уходить в задачи.

Постоянно пребывать в реальности — тяжело. Мозг, как и любая другая мышца, требует тренировки. Забрасывание практики ощущается моментально. Желательно практиковать каждый день. Учителя советуют повторять прохождение курса как минимум раз в год. Я с тех пор прошла еще 2 ретрита. Первый из них через полгода, но уже трехдневный. Второй в Грузии на курсе Перезагрузки у Игоря Будникова. Мне понравилось сочетание пранаямы, йоги, медитации, хайкинга, невероятной природы и очень доброго и наполняющего общения.

Если вы раздумываете над тем, важен ли вам такой опыт в жизни, я надеюсь, что информация в статье поможет практически. Я во многом разделяю свою осознанную жизнь на две части: до випассаны и после. Помню, как после поездки я подумала, что випассану хорошо проводить в школе, настолько простой по сути и, в тоже время действенной она является. Но то, что произойдёт у вас на самом ретрите — это будет единственный и уникальный опыт, который больше ни у кого не повторится. Все индивидуально. В свое время. Когда поймете, что готовы.

You Might Also Like

Нет комментариев